Вариатор или автомат? Что лучше и надежнее?

Каких-то 10-20 лет назад большая часть выпускаемых автомобилей оснащалась механической коробкой передач, а автомат казался для автолюбителей чудом враждебной техники и вызывал их огромный интерес. Сейчас ситуация изменилась коренным образом. Автоматической коробкой передач уже никого не удивишь, но возник новый соблазн – вариатор.

Вариатор или автомат? Что лучше и надежнее?

В автопроме использование вариаторов началось еще в середине прошлого века, однако всего пару лет назад стали применять это устройство массово. Гораздо раньше вариаторами стали оснащать свои изделия компании по производству мопедов, снегоходов, а также обычных и водных скутеров.

Некоторые пока до конца не разобрались с принципом работы этого устройства, другие сомневаются и находятся на распутье что выбрать: новомодный вариатор или ставший уже стандартным автомат.

Для поиска правильного ответа проведем сравнение вариатора с АКПП, проанализируем основные принципы их работы, определим степень надежности и выявим позитивные и негативные моменты каждого из вариантов коробки.

В отличие от своей предшественницы коробка-автомат имеет до восьми скоростей (МКПП – 4, а поздние модели – 5 скоростей). У вариатора еще интереснее: устройство отличает бесчисленное множество передач. Это обусловлено тем, что вариатор – это передаточный механизм (между двигателем и колесами), который обладает способностью плавной смены скорости вращения дисков, как ведущего, так и ведомого.

Если рассматривать на практике, то первые различия между вариатором и АКПП возникают уже в момент старта. Движение транспортного средства с вариатором является очень плавным. Подобная динамика характерна для разгона мощного электромобиля. При этом на плавности самого процесса старта автомобиля никак не сказывается неопытность водителя. А все из-за наличия только 2-х педалей (впрочем, как и у автомобилей с КПП). Стоит отметить, что само ускорение у автомобиля с вариатором, происходит гораздо быстрее, чем с установленной АКПП. Объяснение здесь довольно простое: вариатору нет необходимости тратить время на переключение передач. Из вышеперечисленного следует, при наличии у двух сравниваемых автомобилей двигателей одинаковой мощности, при старте автомобиля вариатор имеет значительное преимущество перед АКПП.

Некоторые из современных моделей вариаторов получили от своих создателей специальный режим «фиксированных» передаточных чисел, где в разработке учитывался «человеческий фактор привыкания».

Последующий разгон после старта автомобиля с вариатором остается также плавным и без провалов. Единственное, что в салоне может быть слышен легкий, едва уловимый гул, а общее звучание мотора очень ровное. Это обеспечивается электроникой, установленной на авто с вариатором, которая и осуществляет стабилизацию нагрузки, поступающей на двигатель, не давая возможности достигать критических значений. Подобные системы обеспечивают для двигателя оптимальные режимы работы с сохранением показателей номинальной мощности. Однако именно бесшумная работа двигателя вызывает некоторое недовольство у автомобилистов, которые привыкли к традиционному нарастанию «рычания» двигателя в процессе набора скорости. Ведь, по меньшей мере, непривычно, когда транспортное средство, с вроде как незапущенным мотором, начинает движение и резко набирает скорость.

Схема работы роликов вариатора

Решение «проблемы» не заставило себя ждать - специально для поклонников характерного «рычания» производители автомобилей с вариаторами предусмотрели функцию «типтроник» (эмулирующую переключение фиксированных скоростей), которая представляет своеобразную замену рычага переключения скорости. Кроме того, для любителей быстрой езды в стиле «газ в пол», большинство вариаторов снабжено функцией, которая выполнена по аналогии с «кик-дауном» в авто с АКПП. Так, при резком нажатии на педаль газа, передаточное число моментально сменяется, что дает возможность автомобилю ускоряться мгновенно.

Другие пользователи не считают отсутствие специфического «рычания» двигателя в момент ускорения авто особенным недостатком, поскольку этот момент не влияет на основные параметры технических характеристик. Тем более что такой рык является источником шума в салоне.

По причине того, что электронные системы осуществляют контроль работы мотора с вариатором, именно они осуществляют выбор щадящего, максимально комфортного для двигателя режима работы.

В итоге автомобили с применением вариаторов, получили видимые преимущества перед авто, которые имеют иные передаточные механизмы.

Основными из них являются:

- быстрый старт
- контролируемое равномерное распределение нагрузки на двигатель
- приводные механизмы значительно оптимизированы
- экономное расходование топлива
- бесшумная работа мотора
- экологичность.

К достоинствам транспортных средств с вариатором, смело можно отнести их поведение при кратковременных остановках. Они никогда не начнут катиться назад при остановке на дороге с уклоном и не станут глохнуть в момент остановки на светофоре.

Большой перечень позитивных отличий автомобилей, оснащенных вариатором, перед их аналогами с АКПП, заставляет пристально присматриваться к ним потенциальных покупателей. Здесь важны, как технические характеристики моделей, так и особенности их дальнейшего технического обслуживания. Ведь, если вы не просто автолюбитель, а хозяин бизнеса, где прокат автомобилей и аренда микроавтобуса – это основные виды предоставляемых услуг, то вполне естественно, что моменты затратности на техобслуживание будут для вас важными.

Конечно, вариаторы обладают перед АКПП существенными преимуществами, однако есть у них и недочеты, о которых стоит тоже сказать. У вариаторов существую некоторые моменты, из-за которых возможно возникновение проблем с надежностью в эксплуатации. Основная из таких причин - это технологическая сложность выпуска долговечной «ленты», которая может выдерживать нагрузки значительной интенсивности. «Лента» располагается между двумя конусами вариатора (с сильной натяжкой).

При выпуске серийных автомобилей устанавливать вариаторы массово начали не так давно и далеко не на все модели. Статистика происхождения возможных поломок и неисправностей для таких устройств накоплена пока в очень незначительном объеме. Это не дает возможность производить качественный анализ причин возможных поломок. Следовательно, АКПП в техническом аспекте преобладает над вариатором, поскольку имеет более простую конструкцию, а для диагностики неполадок и последующего их устранения мастера накапливали статистику и опыт на протяжении многих лет.